» Меню сайта |
Разделы сайта
Шаблоны
Скрипты
Статьи
Графика
|
|
Главная » 2008 » Октябрь » 12 » Web 2.0 для дизайнеров
Web 2.0 для дизайнеров | 12.Окт.2008 | 22:00:29 |
Во времена Web 1.0 довольно ограниченное количество авторов создавали веб-страницы для большого числа читателей. В результате люди получали информацию, непосредственно посещая источник. Однако со временем всё больше и больше людей начали не только читать, но и сами писать в Сети. Эффект получился довольно интересным – внезапно образовалось слишком много информации для ознакомления. Стало просто физически невозможным посетить многочисленные сайты, даже если они и достойны внимания. Вот тогда-то и стало ясно, что парадигма Web 1.0 должна измениться.
Добро пожаловать в Web 2.0 – видение Сети, в котором информация поделена на микро-частички, которые могут быть распределены на десятки доменов. Сеть документов трансформировалась в Сеть данных. Мы больше не ищем старые источники информации: теперь мы пытаемся найти инструменты для группировки микро-частичек информации в удобном виде.
Эти инструменты-интерфейсы Web 2.0 станут первым рубежом дизайнерских нововведений.
Подтверждение тому уже существует в виде RSS-аггрегаторов, поисковых систем, порталов, всевозможных API и веб-сервисов ( XML- RPC, SOAP и др.). Web 2.0 часто описывается как «Сеть как платформа», и мы думаем о ней как о платформе для взаимодействия с информацией, мы начинаем видеть как она влияет на дизайн. Представьте себе, что информация предоставляется различными участниками процесса – компаниями, индивидуумами, правительством – и которую можно объединить одним интерфейсом под одной крышей. Например, Amazon предоставляет доступ к своей базе данных всем, кто пожелает. Для него можно сделать свой собственный интерфейс, который в большей мере удовлетворяет ваши потребности. Важно то, что подача информации может быть подстроена для различных нужд.
Можно насчитать 6 тенденций, которые характеризуют Web 2.0 для дизайнеров. Мы попытаемся просуммировать все эти тенденции с краткими примерами.
Переход к смысловой разметке и XML Одна из главнейших особенностей в понимании Web 2.0 это переход к смысловой разметке, которая аккуратно описывает информацию, к которой она относится. Наиболее популярные языки разметки HTML и XHTML в основном используются для отображения информации. Для этого предназначены тэги, к которым можно применять стили CSS. Однако для описания разнообразной информации данных тэгов не хватает: мы имеем только простейшие параграфы, заголовки, списки и, грубо говоря, всё. А в Web 2.0 такие описания не только возможны, но и критически важны!
В пример можно привести формат RSS/ XML для объединения информации в удобной форме. Это простой способ донести до читателей вести о новых материалах на сайте. Нужно всего лишь подписаться на RSS в программе для работы с подобными данными.
Предоставление веб -сервисов На раннем этапе развития сети, когда о смысловой разметке ещё мало кто и думал, сайты представляли собой собрания страничек. Странички были или полностью статичные, или же как-то анимированные для придания интерактивности. Общим методом для рекламы сайтов было позиционирование их как особых «мест» — Сеть как виртуальный мир со своими магазинами и порталами.
В конце 90-х, а особенно в начале 21-го века наступление XML-технологий и веб-сервисов стало постепенно изменять дизайн и устройство сайтов. XML-технологии позволили информации стать общей и доступной для различных систем, а веб-сервисы обеспечили интерфейсы к «внутренностям» сайтов. Таким образом, визуальный интерфейс для доступа к данным превратился в программный (API).
Неплохие примеры веб-сервисов – сайты eBay и Amazon. Их база данных доступна каждому программисту, кто в силах написать свой интерфейс для работы с API.
Преобразование информации: из «что и когда» в «кто и зачем» Веб-дизайн времён Web 1.0 представлял создание сайта как «вещь в себе». Но информация уже не может оставаться в одном единственном месте – если не идти против природы социальной Сети и не замкнуть её на замок. Веб-дизайн Web 2.0 должен создавать уже не сайты, а некую среду, управляемую событиями. И не случайно, что RSS стал одним из ключевых кирпичиков. Он позволяет получать информацию в аггрегаторе в любое время без внешнего дизайна. Поисковые системы также могут предоставлять результаты поиска в этом формате.
Так как информация теперь течёт свободным потоком в RSS-каналах, дизайнеры должны думать о том, как правильно предоставлять саму информацию, а не сайты.
Обновлённая навигация и значимость информации В результате преобразования информации она может быть прочитана вдали от своего источника. Таким образом, большая часть навигации, которая используется для доступа к определённой информации, может быть недоступна, например в аггрегаторах.
Один из побочных эффектов этого состоит в том, что источники и пути получения полезной информации будут постоянно меняться, и пользователи не будут знать, где её найти. К счастью, аггрегаторы имеют ответ на этот вопрос: они могут следить за тем, что делает пользователь. Записывая те микро-частички информации, которые пользователь просматривает чаще всего, аггрегатор может предсказать, какая информация может понадобиться в будущем. Как пример можно привести сервисы Del. icio. us, Blogdex.
Заложенная в их основание схема подсчёта значимости информации помогает пользователям находить что-то новое на других, неизвестных сайтах, даже не посещая их. Наиболее популярные пути навигации будут вырастать из поведения пользователей, и не создаваться кем-то специально для этой цели.
Метаданные и сообщества, создающие социальные базы знаний Одной из особенностей Web 1.0, которая, казалось, изменит всё, была возможность изменить публикацию в любое время. В Сети нет таких типографских понятий, как «редакция» или «печать». Есть только сайт и его текущее состояние. Мы уже привыкли такому положению дел, и оптимист может надеяться, что информация в Сети будет становиться только лучше со временем: будут добавляться метаданные (данные о данных), описания станут более глубокими, названия более чёткими и ссылки исчерпывающими.
То, что мы видим в Web 2.0, ушло намного дальше этого и пользователи могут добавлять свои собственные метаданные. Например, те же самые ключевые слова, которые можно добавлять к публикациям на разных сайтах-сообществах. Интересно также наблюдать за тенденциями, проявляющимися при сопоставлении ключевых слов большого количества пользователей. Можно найти много того, о чём мы даже и не подозревали.
Смещение к программированию: разделение структуры и стиля Во времена Web 1.0 существовало два этапа веб-дизайна. Раньше дизайнеры использовали анимированные картинки, вложенные таблицы в самых разных комбинациях. Позднее вошёл в моду CSS, который дал возможность отделить стиль от структуры. Но даже после этого упор был всё ещё на визуальном дизайне: это был основной путь привлечения внимания.
Мир Web 2.0, однако, уже не определяется как «место», и не основывается на одном только визуальном стиле. Единственная валюта Web 2.0 – XML, поэтому слова и смысл важнее внешнего вида. Информация стала мобильной и доступной программными методами. Можно сказать, что теперь мы создаём дизайн для машин, а не для людей.
Что это значит для веб-дизайнеров? Это значит, что дизайнерам придётся начинать думать о том, как лучше подать информацию. Дизайнерам придётся дружить с веб-сервисами, API и RSS. В конце концов, дизайнерам нужно стать немножко программистами.
Итого Последствия Web 2.0 далеко идущие. Как и все изменения парадигм, она влияет на то, как люди будут использовать Сеть в социальных, культурных или личных целях. Одна из самых подверженных этому влиянию группа – это дизайнеры и разработчики сайтов. И не только потому, что им придётся повышать свою квалификацию, но также и потому, что им нужно будет осознавать информацию как часть объединённого целого, экосистемы, если хотите, а не отдельного острова.
|
Категория: Статьй и уроки |
Просмотров: 736 |
Добавил: CorsaR
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|