» Форма входа

»Мoy-weB ver.4.1

» Статистика

Главная » 2008 » Октябрь » 12 » Web 2.0 для дизайнеров

Web 2.0 для дизайнеров
12.Окт.2008 | 22:00:29

Web 2.0 для дизайнеров


Во времена Web 1.0 довольно ограниченное количество авторов создавали
веб-страницы для большого числа читателей. В результате люди получали
информацию, непосредственно посещая источник. Однако со временем всё
больше и больше людей начали не только читать, но и сами писать в Сети.
Эффект получился довольно интересным – внезапно образовалось слишком
много информации для ознакомления. Стало просто физически невозможным
посетить многочисленные сайты, даже если они и достойны внимания. Вот
тогда-то и стало ясно, что парадигма Web 1.0 должна измениться.

Добро
пожаловать в Web 2.0 – видение Сети, в котором информация поделена на
микро-частички, которые могут быть распределены на десятки доменов.
Сеть документов трансформировалась в Сеть данных. Мы больше не ищем
старые источники информации: теперь мы пытаемся найти инструменты для
группировки микро-частичек информации в удобном виде.

Эти инструменты-интерфейсы Web 2.0 станут первым рубежом дизайнерских нововведений.

Подтверждение
тому уже существует в виде RSS-аггрегаторов, поисковых систем,
порталов, всевозможных API и веб-сервисов ( XML- RPC, SOAP и др.). Web
2.0 часто описывается как «Сеть как платформа», и мы думаем о ней как о
платформе для взаимодействия с информацией, мы начинаем видеть как она
влияет на дизайн. Представьте себе, что информация предоставляется
различными участниками процесса – компаниями, индивидуумами,
правительством – и которую можно объединить одним интерфейсом под одной
крышей. Например, Amazon предоставляет доступ к своей базе данных всем,
кто пожелает. Для него можно сделать свой собственный интерфейс,
который в большей мере удовлетворяет ваши потребности. Важно то, что
подача информации может быть подстроена для различных нужд.

Можно
насчитать 6 тенденций, которые характеризуют Web 2.0 для дизайнеров. Мы
попытаемся просуммировать все эти тенденции с краткими примерами.

Переход к смысловой разметке и XML


Одна
из главнейших особенностей в понимании Web 2.0 это переход к смысловой
разметке, которая аккуратно описывает информацию, к которой она
относится. Наиболее популярные языки разметки HTML и XHTML в основном
используются для отображения информации. Для этого предназначены тэги,
к которым можно применять стили CSS. Однако для описания разнообразной
информации данных тэгов не хватает: мы имеем только простейшие
параграфы, заголовки, списки и, грубо говоря, всё. А в Web 2.0 такие
описания не только возможны, но и критически важны!

В пример
можно привести формат RSS/ XML для объединения информации в удобной
форме. Это простой способ донести до читателей вести о новых материалах
на сайте. Нужно всего лишь подписаться на RSS в программе для работы с
подобными данными.

Предоставление веб -сервисов


На
раннем этапе развития сети, когда о смысловой разметке ещё мало кто и
думал, сайты представляли собой собрания страничек. Странички были или
полностью статичные, или же как-то анимированные для придания
интерактивности. Общим методом для рекламы сайтов было позиционирование
их как особых «мест» — Сеть как виртуальный мир со своими магазинами и
порталами.

В конце 90-х, а особенно в начале 21-го века
наступление XML-технологий и веб-сервисов стало постепенно изменять
дизайн и устройство сайтов. XML-технологии позволили информации стать
общей и доступной для различных систем, а веб-сервисы обеспечили
интерфейсы к «внутренностям» сайтов. Таким образом, визуальный
интерфейс для доступа к данным превратился в программный (API).

Неплохие
примеры веб-сервисов – сайты eBay и Amazon. Их база данных доступна
каждому программисту, кто в силах написать свой интерфейс для работы с
API.

Преобразование информации: из «что и когда» в «кто и зачем»


Веб-дизайн
времён Web 1.0 представлял создание сайта как «вещь в себе». Но
информация уже не может оставаться в одном единственном месте – если не
идти против природы социальной Сети и не замкнуть её на замок.
Веб-дизайн Web 2.0 должен создавать уже не сайты, а некую среду,
управляемую событиями. И не случайно, что RSS стал одним из ключевых
кирпичиков. Он позволяет получать информацию в аггрегаторе в любое
время без внешнего дизайна. Поисковые системы также могут предоставлять
результаты поиска в этом формате.

Так как информация теперь
течёт свободным потоком в RSS-каналах, дизайнеры должны думать о том,
как правильно предоставлять саму информацию, а не сайты.

Обновлённая навигация и значимость информации


В
результате преобразования информации она может быть прочитана вдали от
своего источника. Таким образом, большая часть навигации, которая
используется для доступа к определённой информации, может быть
недоступна, например в аггрегаторах.

Один из побочных эффектов
этого состоит в том, что источники и пути получения полезной информации
будут постоянно меняться, и пользователи не будут знать, где её найти.
К счастью, аггрегаторы имеют ответ на этот вопрос: они могут следить за
тем, что делает пользователь. Записывая те микро-частички информации,
которые пользователь просматривает чаще всего, аггрегатор может
предсказать, какая информация может понадобиться в будущем. Как пример
можно привести сервисы Del. icio. us, Blogdex.

Заложенная в их
основание схема подсчёта значимости информации помогает пользователям
находить что-то новое на других, неизвестных сайтах, даже не посещая
их. Наиболее популярные пути навигации будут вырастать из поведения
пользователей, и не создаваться кем-то специально для этой цели.

Метаданные и сообщества, создающие социальные базы знаний


Одной
из особенностей Web 1.0, которая, казалось, изменит всё, была
возможность изменить публикацию в любое время. В Сети нет таких
типографских понятий, как «редакция» или «печать». Есть только сайт и
его текущее состояние. Мы уже привыкли такому положению дел, и оптимист
может надеяться, что информация в Сети будет становиться только лучше
со временем: будут добавляться метаданные (данные о данных), описания
станут более глубокими, названия более чёткими и ссылки исчерпывающими.

То,
что мы видим в Web 2.0, ушло намного дальше этого и пользователи могут
добавлять свои собственные метаданные. Например, те же самые ключевые
слова, которые можно добавлять к публикациям на разных
сайтах-сообществах. Интересно также наблюдать за тенденциями,
проявляющимися при сопоставлении ключевых слов большого количества
пользователей. Можно найти много того, о чём мы даже и не подозревали.

Смещение к программированию: разделение структуры и стиля


Во
времена Web 1.0 существовало два этапа веб-дизайна. Раньше дизайнеры
использовали анимированные картинки, вложенные таблицы в самых разных
комбинациях. Позднее вошёл в моду CSS, который дал возможность отделить
стиль от структуры. Но даже после этого упор был всё ещё на визуальном
дизайне: это был основной путь привлечения внимания.

Мир Web
2.0, однако, уже не определяется как «место», и не основывается на
одном только визуальном стиле. Единственная валюта Web 2.0 – XML,
поэтому слова и смысл важнее внешнего вида. Информация стала мобильной
и доступной программными методами. Можно сказать, что теперь мы создаём
дизайн для машин, а не для людей.

Что это значит для
веб-дизайнеров? Это значит, что дизайнерам придётся начинать думать о
том, как лучше подать информацию. Дизайнерам придётся дружить с
веб-сервисами, API и RSS. В конце концов, дизайнерам нужно стать
немножко программистами.

Итого


Последствия Web 2.0
далеко идущие. Как и все изменения парадигм, она влияет на то, как люди
будут использовать Сеть в социальных, культурных или личных целях. Одна
из самых подверженных этому влиянию группа – это дизайнеры и
разработчики сайтов. И не только потому, что им придётся повышать свою
квалификацию, но также и потому, что им нужно будет осознавать
информацию как часть объединённого целого, экосистемы, если хотите, а
не отдельного острова.
Категория: Статьй и уроки | Просмотров: 736 | Добавил: CorsaR
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]