» Форма входа

»Мoy-weB ver.4.1

» Статистика

Главная » 2008 » Октябрь » 12 » Черновой стайлинг

Черновой стайлинг
12.Окт.2008 | 22:02:31

Черновой стайлинг


Считается, что при создании веб-приложений графическим дизайном и
программированием должны заниматься разные люди. Ведь известно, что
инженерный и художественный таланты редко уживаются в одном человеке. А
еще есть юзабилисты, которые до недавнего времени вообще были очень
несчастными людьми, когда пытались объяснить миру саму необходимость
своей профессии, и что часто чисто инженерных и чисто художественных
мозгов не хватает для того, чтобы создать удобный продукт.

Однако
работать, оставаясь исключительно в рамках своей специализации, не
получается. Будучи программистом, я естественно концентрируюсь, в
основном, на функциональности сервиса, а о том, как выглядят в этот
момент страницы, практически не задумываюсь. И раньше я часто совершал
одну ошибку, которую, уверен, совершают и многие другие программисты:
показывал заказчику то, что наработано, прямо в таком виде…

Представьте
себе ситуацию со стороны заказчика. Программист месяц-другой что-то там
делает, говоря, что все идет хорошо. Но заказчик нервничает, потому что
ему остается только верить на слово человеку, которого он до этого и не
знал вовсе. Через некоторое время программист таки говорит, что вот,
многое уже обрело форму, и есть, что показать.



И
показывает ворох нестилизованного HTML с огромными дефолтными шрифтами
и без раскладки, когда все блоки идут просто один за другим.

Дальше
можно сколько угодно убеждать заказчика, что дизайн — это отдельная
песня, и что расположение элементов на странице никак не связано с
функциональностью приложения, и что там действительно готово уже больше
половины. Все тщетно. Потому что картинка явно и недвусмысленно
подтверждает все опасения заказчика о том, что этот негодяй даже ничего
и не начинал, склепал какой-то кошмар в последнюю ночь, и проект близок
к провалу.

И у него есть все основания так думать. Ваш заказчик
— не программист. Он не читает ваш код, не следит за коммитами в
subversion и за чинящимися багами в багтракинге. И фактически, внешний
вид — это даже не первое, а единственное, на чем он может построить
свое впечатление от сделанной работы. Поэтому если на экране
разрозненный мусор, то это заставляет его думать, что и остальное
внутри находится в аналогичном состоянии.

Даже если программа во
многом реально работает, для того, чтобы это увидеть, надо уметь
декомпозировать в голове понятия “дизайн”, “верстка”,
“функциональность” и “содержимое”. А этот аналитический навык у
большинства людей просто натренирован существенно хуже, чем у
программиста, который занимается такими вещами ежесекундно, включая
утренний душ и поездку в транспорте.

По этой же причине, кстати,
очень плохо при показе программы выглядят типичные для программиста
тестовые данные типа “foo”, “bar”, “тестовая запись” и “asdfgh”. Для
заказчика отсутствие функциональности вообще и наличие тестовой
функциональности одинаково бесполезно. Ему интересен готовый результат.
И поскольку он, опять-таки, не программист, он не может знать, что с
вашей точки зрения само появление на экране хоть чего-то после долгого
проектирования модели — это большой шаг вперед.

Итак, показывать
неподготовленному зрителю нестилизованный HTML нельзя. Но и дизайнера
нельзя заставить приводить в человеческий вид, когда половины системы
еще не существует, а то, что существует, может кардинально поменяться.

Я
сейчас нахожусь как раз в середине двухмесячной разработки того, что мы
с заказчиком условились публично называть “Неким Музыкальным Сервисом”.
И не далее, как пять дней назад, решение такой проблемы у меня наконец
выкристализовалось в четкую концепцию “чернового стайлинга”. Это такой
компромиссный вариант, который позволяет инженеру без художественных
талантов тем не менее достойно представить результаты своего труда.





Строится он по таким принципам:

*


Раскладка должна быть полностью задана. Несмотря на то, что
расположение блоков и вид кнопочек задаются одним и тем же CSS’ом, для
тех, кто будет смотреть на ваши страницы, это разные вещи. И юзабилисту
потом будет проще давать советы, что куда подвинуть и как поменять,
если будет, от чего отталкиваться.
*

Чтобы не мучить мозг
подбором сочетаний цветов, дизайн делается “черновым” в прямом смысле.
То есть, используются черный, белый и градации серого. Помимо легкости
исполнени, это еще и создает четко узнаваемый эффект “системы в
процессе разработки”. И дизайнеру должно быть впоследствие легче,
потому что хорошо видно, что еще недораскрашено.
*


Картинки-пиктограммки должны быть нарисованы, и выглядеть некошмарно.
Обычно графика, которую рисуют программисты, выглядит убого просто
потому, что делается на непрозрачном белом фоне инструментом “карандаш”
в одно движение мышкой. Не надо так делать. Возьмите редактор, который
умеет делать прозрачность (под Windows я пользовался Microangelo, под
Линуксом сейчас — GIMP) и потратьте на черно-белую иконку какое-то
время. Честно говоря, в квадратике 16х16 не так много места, чтобы не
нарисовать все по точкам, тем более что никакого “леденцового” качества
не требуется.
*

Вместо многих иконок вообще можно
пользоваться Unicode’ными символами. Галочки, стрелочки, карандашики,
кружочки и квадратики — все это там есть. И это не то же самое, что
раньше было в шрифте Wingdings, теперь это все внесено в стандарт
Unicode и есть во многих стандартных шрифтах.

Чтобы эти символы
набирать, я пользуюсь “Character Map”, которая идет с Ubuntu. Точно
помню, что есть такая и в Windows, хотя сейчас я ее на соседней XP не
нашел. Но в любом случае можно вводить их кодами: ✓
*


Даже не надо думать про скругления углов, градиенты и прочее. Вполне
можно обойтись CSS’ными border’ами для создания псевдотрехмерных
эффектов. (Хотя я и не удержался от двух градиентных картинок :-) )
*


Шрифт должен быть меньше стандартного, потому что тот слишком большой
обычно. И без засечек. Я обычно ставлю “font:small Tahoma” в качестве
основного.
*

Не надо тратить время на поддержку
многообразия браузеров, работайте в том, в чем привыкли. Просьбу
смотреть на черновой дизайн в каком-то определенном браузере заказчики
как раз, в большинстве своем, понимают.

Ну и ко всему прочему,
во время стилизации тут же вылезают все огрехи в структуре HTML (а то и
глубже), которую вы напроектировали там вслепую.

И что мне, как
не дизайнеру, особенно приятно, реакция тех нескольких людей, которые
видели этот черновой стайлинг, была в духе “симпатично!” :-)
Категория: Статьй и уроки | Просмотров: 442 | Добавил: CorsaR
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]